Среда, 08.05.2024, 09:17
Приветствую Вас, Гость!

Программа МАКСИМУМ
Календарь новостей
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Друзья сайта
Главная » 2009 » Апрель » 23 » РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ По дисциплине “МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИСПРУДЕНЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ”
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ По дисциплине “МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИСПРУДЕНЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ”
10:25
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Юридический факультет




“УТВЕРЖДАЮ”
Декан факультета
_________________ (А.Г. Егоров)
“_____” _____________ 20 ___ г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ
По дисциплине “МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ”


Факультет – юридический
Курс – 2 (ОЗО – 2)
Семестр – 3 (ОЗО – 3)
Всего аудиторных занятий, час – 36 (ОЗО - )
Лекции, час – 24 (ОЗО - )
Лабораторные занятия, час – нет
Практические (семинарские) занятия, час – 12 (ОЗО - )
СРС, всего часов по учебному плану – 98 (ОЗО - )
Зачет – нет 
Экзамен – 3 семестр










ВОЛГОГРАД - 2006

Составитель рабочей программы к.ю.н., доцент кафедры теории государства и права_________________(Давыдова М.Л.)

Зав. кафедрой ТГП __________________( проф. Вопленко Н.Н. )

Рабочая программа утверждена на заседании Учебно-методического совета юридического факультета “___”____________2006 г.
Секретарь Учебно-методического совета_________________(Фалалеева И.Н.)
Декан юридического факультета ____________________ ( проф. Егоров А.Г.)


Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
.
Основными целями курса «Методика преподавания юриспруденции» являются: изучение методов и способов изложения учебного материала по основным разделам, связанным с преподаванием юридических дисциплин, составляющих основу подготовки специалистов в сфере юриспруденции.
Задачи – магистрант должен знать основные методы подбора учебного материала по заданному курсу; принципы выбора рационального соотношения объемов лекционных и семинарских занятий; рациональные методы изложения материала и контроля знаний студентов. Магистрант должен уметь разрабатывать рабочую программу курса; составлять план и содержание практических и семинарских занятий; осуществлять поиск и анализ литературных источников по курсу.
Учебная дисциплина взаимосвязана с теоретическими и отраслевыми юридическими дисциплинами, с общей педагогикой, педагогической психологией, педагогикой высшей школы.





Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


те-мы 
Наименование темы, наименование вопросов, изучаемых на лекциях Кол-во часов Методи-ческие указания Формы
контроля
лекции лаб. раб. Практ. (сем.)
занятия  
1. Тема 1. Введение в методику преподавания юриспруденции
Занятие 1. Педагогическая деятельность в системе высшего образования
1. Методика преподавания как наука, ее предмет и роль в педагогической деятельности.
2. Понятие системы образования.
3. Понятие, цели, задачи высшего образования, пути его развития в современном обществе.
4. Особенности педагогики высшей школы. 2 1 Опрос 
2. Занятие 2. Нормативно-правовая база учебного процесса в высшей школе.
1. Организация, планирование и программирование учебного процесса в высшей школе.
2. Нормативно-правовая база учебного процесса. Правовое регулирование учебного процесса и творчество преподавателя.
3. Болонское соглашение: основные положения и проблемы перехода к двухуровневому образованию.
2 1 Опрос, реферат
3. Занятие 3. Особенности методики преподавания юриспруденции.
1. Характеристика юриспруденции и особенности методики ее преподавания.
2. Основные формы преподавания юридических дисциплин в высшей школе и их роль в учебном процессе. Достоинства и недостатки основных приемов, методов и форм преподавания.
2 2 Опрос, контр. работа
4. Тема 2. Методика подготовки и чтения лекций по юридическим дисциплинам.
Занятие 1. Подготовка к лекции
1. Понятие лекции, ее функции в учебном процессе.
2. Методика подготовки к лекции.
3. Методика составления текста лекции. 2 - Практич. задание, контр. работа
5. Занятие 2. Методика проведения лекции.
1. Методические принципы и приемы чтения лекций.
2. Формы проведения лекций, возможности их использования в конкретной аудитории и преимущества в преподавании конкретных юридических дисциплин и отдельных тем.
3. Учебно-методические материалы и их место в лекциях.
4 2 Опрос, практич. задание
6. Тема 3. Методика проведения семинаров по юридическим дисциплинам
Занятие 1. Подготовка к семинару.
1. Понятие, цели и значение семинарских (практических) занятий.
2. Виды семинарских занятий, их роль в процессе преподавания отдельных юридических дисциплин.
3. Подготовка преподавателя к семинару. 2 - Практич. задание, контр. работа
7. Занятие 2. Методика проведения семинара.
1. Методика ведения семинара.
2. Семинар-практикум.
3. Деловые игры в современном профессиональном обучении.
4. Проблемные вопросы и ситуации. Семинар-дискуссия.
5. Формы активизации студентов на семинарском занятии и эффективность их использования при изучении конкретных юридических дисциплин.
4 2 Опрос, практич. задание
8. Тема 4. Методика организации самостоятельной работы студентов
1. Самостоятельная работа студента: понятие, функции, формы.
2. Информационно-методическое обеспечение учебных курсов.
3. Индивидуальные и групповые консультации со студентами.
2 2 Опрос, реферат
9. Тема 5. Методика контроля знаний студентов
Занятие 1. Промежуточные и семестровые формы контроля.
1. Роль промежуточного контроля по учебному курсу и методика его проведения.
2. Рейтинговая система оценки знаний.
3. Методика проведения зачетов и экзаменов, защиты курсовых работ.
2 1 Опрос, практич. задание
10. Занятие 2. Итоговые формы контроля.
1. Методика защиты дипломных работ.
2. Методика организации и проведения государственных экзаменов и защиты дипломных работ и диссертаций.
2 1 Опрос, контр. работа
Итого: 24 – 12 экзамен



ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Введение в методику преподавания юриспруденции
Методика преподавания как наука, ее предмет и роль в педагогической деятельности. Понятие системы образования. Понятие, цели, задачи высшего образования, пути его развития в современном обществе. Особенности педагогики высшей школы.
Организация, планирование и программирование учебного процесса в высшей школе. Нормативно-правовая база учебного процесса. Правовое регулирование учебного процесса и творчество преподавателя. Образовательные стандарты. Типовые и базовые программы. Учебные и рабочие программы. Авторские программы.
Болонское соглашение: основные положения и проблемы перехода к двухуровневому образованию.
Характеристика юриспруденции и особенности методики ее преподавания. Основные формы преподавания юридических дисциплин в высшей школе и их роль в учебном процессе (лекции, семинарские, практические занятия, СРС, НИРС, дистанционное обучение; дневное, заочное обучение). Достоинства и недостатки основных приемов, методов и форм преподавания.

Тема 2. Методика подготовки и чтения лекций по юридическим дисциплинам.
Понятие лекции, ее функции в учебном процессе.
Методика подготовки к лекции. Цель и задачи лекции, логика изложения, определение места темы в структуре курса. Методика составления текста лекции. Подготовка развернутого плана, сбор материалов, анализ законодательства, правоприменительной практики, статистических данных, фактического материала, определение объема текста.
Методические принципы и приемы чтения лекций. Распределение времени на вопросы; вступление и заключение, темп речи, отступления, примеры, использование форм визуального восприятия, манера речи и эмоциональность преподавателя. Формы проведения лекций, возможности их использования в конкретной аудитории и преимущества в преподавании конкретных юридических дисциплин и отдельных тем.
Учебно-методические материалы и их место в лекциях. Раздаточный материал как презентация лекции и методическая помощь в организации самостоятельной работы (статьи, статистические данные, развернутый план лекции, материалы на электронных носителях, структурно-логические схемы, графики, рисунки). Плакаты, слайды, видеофильмы, мультимедийные средства. Использование доски.

Тема 3. Методика проведения семинаров по юридическим дисциплинам
Понятие, цели и значение семинарских (практических) занятий. Виды семинарских занятий, их роль в процессе преподавания отдельных юридических дисциплин (историко-теоретических, отраслевых, прикладных).
Подготовка преподавателя к семинару. План семинара, распределение времени, основные и дополнительные вопросы семинара, литература, определение основных форм проведения семинара, раздаточный материал.
Методика ведения семинара. Вступительное и заключительное слово преподавателя, формы изучения основных понятий и вопросов, проблемные ситуации, работа в группе, в малых группах, самостоятельная индивидуальная работа.
Семинар-практикум. Роль задач в преподавании юриспруденции, методика обучения решению задач, использование справочных правовых систем. Деловые игры в современном профессиональном обучении. Проблемные вопросы и ситуации. Семинар-дискуссия.
Формы активизации студентов на семинарском занятии и эффективность их использования при изучении конкретных юридических дисциплин. Семинар-беседа, семинар-конференция, семинар «круглый стол», роль рефератов, выступление студента в роли преподавателя.

Тема 4. Методика организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студента: понятие, функции, формы.
Информационно-методическое обеспечение учебных курсов. Учебные пособия, практикумы, справочники, хрестоматии, дополнительная литература, учебно-методический комплекс.
Индивидуальные и групповые консультации со студентами.

Тема 5. Методика контроля знаний студентов
Роль промежуточного контроля по учебному курсу и методика его проведения. Контрольные работы, коллоквиум, компьютерный контроль знаний, тесты, мини-зачет по нескольким темам.
Рейтинговая система оценки знаний.
Методика проведения зачетов и экзаменов. Требования, предъявляемым к билетам. Устная и письменная форма проведения экзамена.
Методика защиты курсовых и дипломных работ. Подготовка работы к защите, оформление работы, подготовка доклада на защите, обоснование новизны и предложений, методика ответов на вопросы. 
Методика организации и проведения государственных экзаменов и защиты дипломных работ и диссертаций.


Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

3.1. Практические (семинарские) занятия

Номер занятия Тема практического занятия Объем,час
1 Введение в методику преподавания 2
2 Особенности методики преподавания юриспруденции. 2
3 Методика подготовки и чтения лекций по юридическим дисциплинам 2
4 Методика проведения семинаров по юридическим дисциплинам 2
5 Методика организации самостоятельной работы студентов 2
6 Методика контроля знаний студентов 2


3.2. Планы семинарских занятий

Тема 1. Введение в методику преподавания
1. Методика преподавания как наука, ее предмет и роль в педагогической деятельности.
2. Система образования. Понятие, цели, задачи высшего образования, пути его развития в современном обществе.
3. Организация, планирование и программирование учебного процесса в высшей школе.
4. Нормативно-правовая база учебного процесса.

Тема 2. Особенности методики преподавания юриспруденции.
1. Характеристика юриспруденции и особенности методики ее преподавания.
2. Основные формы преподавания юридических дисциплин в высшей школе и их роль в учебном процессе.
3. Достоинства и недостатки основных приемов, методов и форм преподавания.

Тема 3. Методика подготовки и чтения лекций по юридическим дисциплинам.
1. Методика подготовки к лекции.
2. Методические принципы и приемы чтения лекций.
3. Формы проведения лекций в процессе преподавания юридических дисциплин
4. Учебно-методические материалы и их место в процессе подготовки и чтения лекций

Тема 4. Методика проведения семинаров по юридическим дисциплинам
1. Понятие и виды семинарских занятий.
2. Методика ведения семинара.
3. Семинар-практикум. Семинар-дискуссия.
4. Деловые игры в современном профессиональном обучении.
5. Формы активизации студентов на семинарском занятии.

Тема 5. Методика организации самостоятельной работы студентов
5. Самостоятельная работа студента: понятие, функции, формы.
6. Информационно-методическое обеспечение учебных курсов.
7. Индивидуальные и групповые консультации со студентами.

Тема 6. Методика контроля знаний студентов
1. Роль промежуточного контроля по учебному курсу и методика его проведения.
2. Рейтинговая система оценки знаний.
3. Методика проведения зачетов и экзаменов.
4. Методика защиты курсовых и дипломных работ.


3.3. Организация самостоятельной работы студентов

Форма ОргСРС Номер семестра Срок выполнения Время, затрачив.на выполнение СРС
Реферат «Проблемы Болонского процесса» 3 Семинарское занятие № 1 10
Подготовка и проведение пробной лекции по теории государства и права 3 Семинарское занятие № 3 35
Подготовка и проведение семинарского занятия по теории государства и права 3 Семинарское занятие № 4 35
Реферат «Формы организации СРС» 3 Семинарское занятие № 5 10
Разработка тестовых заданий по одной теме из курса теории государства и права 3 Семинарское занятие № 6 8
ВСЕГО 98


3.4. Литература.

1. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения. М., 2002.
2. Активные методы обучения и технологии в бизнес-образовании. М., 2005.
3. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.
4. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М., 1997.
5. Бугаев Н.В. К вопросу об университетском преподавании. М., 1901.
6. Бухракина М.Ю., Петров А.Е. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2001.
7. Велесько Е.И., Неправский А.А., Быков А.А. Деловая игра. М., 2001.
8. Гарунова М.Г., Семушкин Л.Г. и др. Этюды дидактики высшей школы. М., 1994.
9. Джонсон Р., Джонсон Дж.Э. и др. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. М., 2001.
10. Дьюи Дж. Демократия и образование. М., 2000.
11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 1993.
12. Елсуков А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе. М., 2003.
13. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., 1976.
14. Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. Н.Новгород, 1993.
15. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
16. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. М., 2004.
17. Корнилова Т.В. Психологические методы в практике высшей школы. М., 1993.
18. Кречман Д.Л., Агапонов С.В. и др. Средства дистанционного обучения. М., 2003.
19. Кривицкий Б.Х. Технические средства контроля и управления обучением. М., 1986.
20. Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики. Л., 1972.
21. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М., 2001.
22. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Нальчик, 1996.
23. Методика преподавания экономических дисциплин. Основы лекторского мастерства. М., 2000.
24. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е.Э.Смирновой. Л., 1984.
25. Моисеева Н.К., Петров А.Е. и др. Интернет в гуманитарном образовании. М., 2001.
26. Мотылев В.В. Методика преподавания социально-экономических наук в университетах США // Экономический журнал. 2004. № 8.
27. Новаков И.А., Попов Ю.В. и др. Научно-методические основы и практика организации учебного процесса в вузе. Волгоград, 2003.
28. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В.Петровского. М., 1986.
29. Основы педагогического мастерства. Киев, 1987.
30. Основы психологии и педагогики высшей школы. М., 1986.
31. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. М., 2003.
32. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1997.
33. Психология профессиональной подготовки. СПб.,1993.
34. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.
35. Садовничий В.А., Белокуров В.В., Сушко В.Г., Шикин Е.В. Университетское образование. М., 1985.
36. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995.
37. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 2003.
38. Спасская Е.Б. Образовательные технологии. М., 2002.
39. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д, 2004.
40. Суд над системой образования: Стратегия на будущее / Под ред.У.Д.Джонстона. М., 1991.
41. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.
42. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы. М., 2000.
43. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В.Я.Ляудис. М., 1987.
44. Фрабер И.С. Очерки вузовской педагогики., М., 1980
45. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.
46. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М., 1982.
47. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.
48. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.

Темы рефератов
1. Понятие системы образования. Понятие, цели, задачи высшего образования, пути его развития в современном обществе.
2. Правовое регулирование учебного процесса и творчество преподавателя.
3. Болонское соглашение: основные положения и проблемы перехода к двухуровневому образованию.
4. Формы проведения лекций.
5. Виды семинарских занятий, их роль в процессе преподавания отдельных юридических дисциплин.
6. Формы организации самостоятельной работы студентов (на примере отдельной темы из курса теории государства и права).
7. Информационно-методическое обеспечение учебных курсов.
8. Рейтинговая система оценки знаний.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Методика преподавания как наука, ее предмет и роль в педагогической деятельности.
2. Понятие системы образования. Понятие, цели, задачи высшего образования, пути его развития в современном обществе.
3. Особенности педагогики высшей школы.
4. Организация, планирование и программирование учебного процесса в высшей школе.
5. Характеристика юриспруденции и особенности методики ее преподавания.
6. Основные формы преподавания юридических дисциплин в высшей школе и их роль в учебном процессе.
7. Нормативно-правовая база учебного процесса. Правовое регулирование учебного процесса и творчество преподавателя.
8. Болонское соглашение: основные положения и проблемы перехода к двухуровневому образованию.
9. Понятие лекции, ее функции в учебном процессе.
10. Методика подготовки к лекции (на примере отдельной темы из курса теории государства и права).
11. Методика составления текста лекции (на примере отдельной темы из курса теории государства и права).
12. Методические принципы и приемы чтения лекций.
13. Формы проведения лекций.
14. Учебно-методические материалы и их место в лекциях. 
15. Понятие, цели и значение семинарских (практических) занятий.
16. Виды семинарских занятий, их роль в процессе преподавания отдельных юридических дисциплин.
17. Подготовка преподавателя к семинару (на примере отдельной темы из курса теории государства и права).
18. Методика ведения семинара (на примере отдельной темы из курса теории государства и права).
19. Семинар-практикум. Семинар-дискуссия.
20. Деловые игры в современном профессиональном обучении.
21. Формы активизации студентов на семинарском занятии и эффективность их использования при изучении конкретных юридических дисциплин.
22. Самостоятельная работа студента: понятие и функции.
23. Формы организации самостоятельной работы студентов (на примере отдельной темы из курса теории государства и права).
24. Информационно-методическое обеспечение учебных курсов.
25. Индивидуальные и групповые консультации со студентами.
26. Роль промежуточного контроля по учебному курсу и методика его проведения.
27. Рейтинговая система оценки знаний.
28. Методика проведения зачетов и экзаменов.
29. Методика защиты курсовых и дипломных работ.
30. Методика организации и проведения государственных экзаменов и защиты дипломных работ и диссертаций.

Раздел 4. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину Наименование кафедры, с которой проводится согласование рабочей программы Предложения об изменения в рабочей программе, подпись зав. кафедрой, с которой проводится согласование 
Принятое решение (протокол, дата) кафедры –разработчика









Раздел 5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ ВНЕСЕННЫХ  
В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ


Дополнения и изменения Номер протокола, дата пересмотра, подпись зав. кафедрой Дата утверждения и подпись зам. директора по учебной работе








Просмотров: 9883 | Добавил: admin | Рейтинг: 1.5/2 |
Всего комментариев: 1
1 Re:  
0
Очень ценная фраза

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz